Home » Кафедра возрастной и педагогической психологии

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Кафедра возрастной и педагогической психологии является структурным подразделением социально-психологического факультета Бурятского государственного университета. Кафедра возрастной и педагогической психологии как самостоятельное учебно-научное подразделение была образована на социально психологическом факультете в 2002 году (приказ по БГУ № 99 от 30.07.2002 г.).

На кафедре работают 5 штатных преподавателей, в том числе 2 доктора наук (40%), 2 кандидата наук, доцента (40%) и 1 преподаватель (20%).

Почтовый адрес: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 А, каб.0223

Электронный адрес: kafedra.vpp@mail.ru

Зав. кафедрой – к.псх.н., доцент Гунзунова Бальжима Анатольевна

 Стратегическая цель развития кафедры

– научно-методическое, практическое, информационное и кадровое обеспечение подготовки бакалавров, магистров, аспирантов и повышение квалификации  преподавательского корпуса в области знаний по психологии для обеспечения готовности к выполнению психолого-педагогического вида деятельности в сфере здравоохранения, социальной сферы, образования и управления.

Организационная структура кафедры возрастной и педагогической психологии

  1. Гунзунова Б.А., к.псх.н., доцент – зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии.
  2. Дугарова Т.Ц., д.псх.н., доцент – руководитель магистерской программы по направлению 37.04.01 «Практическая психология в образовании и социальной сфере», ответственный за направлению 37.03.01 Профиль подготовки «Педагогическая психология» (бакалавриат), ответственный за работу с органами народного образования РБ и РФ, международное сотрудничество.
  3. Санжаева Р.Д., д.псх.н., профессор – ответственный за научно-исследовательскую работу кафедры, руководитель магистерской программы по направлению 37.04.01 Профиль «Юридическая психология».
  4. Доржиева М.О., к.псх.н., доцент – ответственный по направлению 37.03.01 «Психология образования» (заочная форма обучения), ответственный за учебно-методическую работу.
  5. Бадиев И.В., cт. преп., ответственный за проведение практики, НИРС, ДОП, профориентационную работу,
  6. Монсонова Арюна Раднанимаевна, к.псх.н., доцент, профорг кафедры.
  7. Лыгденова(Бахта) Елена Юрьевна, старший преподаватель.
  8. Саая Белек-кыс Шолбановна, лаборант кафедры.

 Учебная работа

Научно-педагогические работники кафедры обеспечивают преподавание дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки по направлениям бакалавриата и по направлениям магистерской подготовки, реализующихся в БГУ.

  • Кафедра возрастной и педагогической психологии осуществляет подготовку по направлению подготовки бакалавров 37.03.01 Психология. Профиль «Педагогическая психология», «Психология развития».
  • Кафедрой ведется руководство магистерской подготовкой по направлению 37.04.01 «Психология», профили «Юридическая психология» и «Практическая психология в образовании и социальной сфере».
  • Научно-педагогические работники кафедры активно ведут работу по направлениям профессиональной переподготовки «Психология – ИНТЕНСИВ».
  • Ведется подготовка аспирантов и соискателей по научной специальности 19.00.07 – Педагогическая психология.
  • Преподавание психологических дисциплин в рамках педагогического образования на факультетах: ФТФ, ФГБиЗ, ИЭУ, ВИ, ИФМК, ФФКСиТ, Колледж БГУ и др.

Стратегические приоритеты кафедры в сфере учебной деятельности:

  1. Совершенствование учебного процесса по дисциплинам кафедры с целью повышения качества по направлениям профессиональной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по направлению «Психология»;
  2. Разработка и внедрение учебно-методических комплексов в соответствии с ФГОС ВО по направлениям «Психология развития», «Практическая психология в образовании и социальной сфере» (работа по приведению в соответствие ОП, РПД, сводных паспортов компетенций, ФОС по дисциплинам и т.д.);
  3. Совершенствование, расширение базы, содержания и программы психологических практик и их методического обеспечения с целью дальнейшего трудоустройства выпускников;
  4. Усиление работы по дополнительным образовательным программам, разработка и внедрение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
  5. Развитие информационного обеспечения учебного процесса на кафедре. Работа по созданию единого информационного пространства в области психологии в Республике Бурятия.
  6. Внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий, электронных баз данных, эффективное использование дистанционных форм обучения.
  7. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса, подготовка учебников, учебных пособий, разработка учебно-методических материалов;
  8. Развитие системных связей с органами управления образования г. Улан-Удэ и РБ, с практическими учреждениями, с методическими объединениями педагогов – психологов и т.д.

 Научно-исследовательская работа кафедры возрастной и педагогической психологии

Тема НИР кафедры «Проблемы развития личности в поликультурном образовательном пространстве». Науч.руководители  – Дугарова Т.Ц., доктор психол.наук, доцент, Санжаева Р.Д., доктор психол.наук, проф.

Кафедрой ежегодно проводится мероприятия:

  • Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы практической психологии образования и социальной сферы».
  • Республиканская школьная олимпиада по психологии «Мир психологии»
  • Байкальская психологическая школа (летняя и зимняя).

Научная деятельность кафедры отражается в СМИ: старший преподаватель кафедры Бадиев И.В. ведет рубрику психолога в газете «Номер один».

Стратегические приоритеты кафедры в сфере научно-исследовательской работы и повышения квалификации научно-педагогических кадров:

  1. Развитие кафедральной научной темы «Проблемы развития личности в поликультурном образовательном пространстве» и обеспечение рейтинговых позиций кафедры через научно-исследовательскую деятельность, аспирантуру, издательскую деятельность;
  2. Активизация участия студентов в деятельности студенческого научного общества, конкурсах НИР с целью формирования интереса к профессии и повышения востребованности при будущем трудоустройстве;
  3. Внедрение научных и учебно-методических разработок преподавателей, аспирантов, студентов и слушателей в учебный процесс вуза и деятельность практических учреждений Республики Бурятия;
  4. Проведение кафедрой научных мероприятий (конференций, олимпиад, научных семинаров) и регулярное участие в методологических семинарах, научных и научно-практических конференциях различных уровней; привлечение к научно-исследовательской работе практических работников образования и социальной сферы.
  5. Регулярное повышение профессиональной и научной квалификации сотрудников кафедры, вовлечение преподавателей к работе различных научных и экспертных советов;
  6. Активизация грантовой деятельности кафедры (осуществление постоянной работы по заявкам на гранты БГУ, федеральные и международные гранты, гранты молодых ученых и travel-гранты);
  7. Подготовка рукописей монографий, публикация научных статей преподавателей кафедры в сборниках и журналах, рецензируемых ВАК, РИНЦ, изданиях Scopus;

Преподавателями кафедры опубликованы монографии, учебные и учебно – методические пособия:

  1. Дугарова Т.Ц. Глобальные вызовы: этническое самосознание бурят. – М. «Прометей», 2010г. – 160 с.(10 п.л.)
  2. Монсонова А.Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций. – Улан-Удэ. Изд-во БГУ, 2010. – С. 128. (8 п.л.).
  3. Дугарова Т.Ц. (коллективная монография) под ред. С.В. Калмыкова. Этнокультурное образование – Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2011.
  4. Тудупова Т. Ц., Монсонова А.Р., Гунзунова Б. А., Долбеева Т. Ф., Дарижапова М. Н., Доржиева М. О., Очиров М. Н., Будаева С. Д., Ламаева Б. В., Соктоева Б. В., Зудаев А. К., Чимбеева С. Д., Миронова Т. Л., Базарова Д. Р. Актуальные проблемы психологии Байкальской Азии в условиях трансграничья. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. — 302 с.
  5. Гунзунова Б.А. Теоретико-методологические основы саморегуляции в профессиональной педагогической деятельности. – Улан-Удэ. Изд-во БГУ, 2012. – 163 с.. (9,5п.л.).
  6. Тудупова Т.Ц., Гунзунова Б.А. Научно – исследовательская работа магистрантов: учебно-методическое пособие– Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.(5,1 п.л.)
  7. Доржиева М.О. Возрастно-психологическое консультирование:– Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2016. – 128 с.
  8. Доржиева М.О., Тудупова Т.Ц. Вопросы организации самостоятельной работы по возрастной психологии – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2016. – 132 с.
  9. Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р., Базарова Д.Р. Этнопсихология- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. – 124 с.
  10. Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р., Базарова Д.Р. Этнопсихология- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2016. – 82 с.
  11. Санжаева Р.Д., Баяртуева С.с. и др. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями.- У-Удэ, изд-во БГСХА, 2016 г.

Гранты

■  Гранты БГУ «Разработка и создание онлайн сервиса для проведения кросскультурного исследования ценностных ориентаций молодежи Республики Бурятия и Монголии». Рук. Урмакшинова Е.Р., к.т.н., доцент кафедры вычисл.техники и информатики. Исполнители: Гунзунова Б.А., Дугарова Т.Ц., Бадиев И.В.

■ Грант БГУ «Модель многоуровневой системы геронтообразования в условиях высшей школы». Рук. Бутуева З. А., канд.фил.н., доцент кафедры теории социально           й работы. Исполнители: Гунзунова Б.А., Доржиева М.О., Бадиев И.В.

■  Дугарова Т.Ц. Психофизиологические особенности детей монголоязычных народов (международный грант, 2007-2014).

■  Дугарова Т.Ц. (исполнитель) Ассоциативные вербальные связи в обыденном сознании бурят.

■  Дугарова Т.Ц. Летняя Байкальская школа молодых исследователей, грант БГУ, 2008.

■  Дугарова Т.Ц. “Психосемантика общения в контексте взаимодействия Восток-Запад”, грант РГНФ, 2010-2011.

■  Дугарова Т.Ц. «Родоплеменная ментальность: нарративы идентичностей», грант РГНФ, 2010-2011гг.

■  Монсонова А.Р. РГНФ “Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций молодежи в условиях изменяющейся России (Байкальский регион)” (грант РГНФ 2008-2009 гг. объем финансирования 39000 рублей – руководитель).

 Воспитательная работа

  1. Воспитание ценностного отношения студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников к корпоративной культуре университета, поддержанию имиджа и традиций кафедры и факультета;
  2. Участие преподавателей в работе с обучающимися в роли куратора студенческих групп;
  3. Оказание консультативной помощи отделу воспитательной работы в реализации программы по адаптации первокурсника и др. воспитательных программах и студенческому самоуправлению в развитии студенческой инициативы в области социально-психологических проектов;
  4. Формирование естественнонаучного и социального мировоззрения студентов в процессе учебного процесса на лекциях и практических занятиях;
  5. Обеспечение активного участия в воспитательном процессе всего профессорско-преподавательского состава, организация обучения преподавателей через систему регулярно проводимых методических семинаров;
  6. Активизация участия студентов в деятельности СНО, в федеральных, областных и университетских конкурсах;
  7. Широкое привлечение студентов к участию в художественном творчестве, деятельности волонтерского движения, профориентационной работе в рамках «Центра психологии», «Байкальской летней психологической школы»;
  8. Привлечение к участию в воспитании студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики и права, работников других сфер общественной жизни;
  9. Обеспечение систематического мониторинга интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов как основы планирования воспитательной работы кафедры.

Сотрудничество

  1. Проведение на базе кафедры международных конференций и семинаров;
  2. Участие в программах обучения за рубежом, зарубежных стажировках, магистерских программах в рамках академической мобильности;
  3. Подготовка молодых ученых для программ PhD;
  4. Расширение международного сотрудничества с зарубежными университетами, научными центрами в области психологии и педагогики.

Налажены многосторонние контакты с учреждениями и психологическими кафедрами и лабораториями ведущих вузов: Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический университет,  Московский педагогический гос. университет, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма и др. Кафедра активно сотрудничает по научным проблемам с академиком РАО В.С. Мухиной, проф. Гуружаповым В.А. Кафедра имеет тесные международные связи с Монгольским госуниверситетом образования (Монголия), Варшавским университетом (Польша).

 


Leave a comment